Выбор каретки форматно-раскроечного станка

 Выбор каретки форматно-раскроечного станка
Параметры каретки
      При выборе станка необходимо обращать особое внимание на устройство каретки (подвижного стола). Его конструкция должна обеспечивать раскрой с точностью около 0,1 мм на 1 метр реза. Причём, в идеале, такая точность должна сохраняться как через один день после настройки, так и после нескольких лет эксплуатации. Каретки обычно изготавливают из алюминиевого профиля, чтобы уменьшить их вес и облегчить труд оператора станка. Алюминий более пластичен, чем сталь или чугун, поэтому для предотвращения «скручивания» каретки от вертикальной нагрузки её, наподобие фермы, делают с большим числом внутренних перегородок (многокамерные каретки). Габариты станка напрямую зависят от максимальных размеров каретки. Чем больше ход каретки и масса основных узлов, тем более мощной должна быть станина.
      Существует два основных типа кареток: роликовые и шариковые.
      Полемика среди производителей форматок на тему того, какой из типов каретки предпочтительнее достаточно жаркая. Тем более что функционально оба типа не отличаются друг от друга. Перечисление всех «за» и «против» заняло бы не одну страницу, поэтому отметим лишь основные моменты.
      Роликовые каретки могут иметь либо круглые, либо плоские призматические направляющие. При такой конструкции контакт ролика со стальной направляющей происходит не в точке, а по линии, что равномерно распределяет нагрузку и значительно продлевает срок службы конструкции. Поэтому роликовые каретки чаще используют для тяжелых станков, в которых подвижной стол значительно массивнее.
      Шариковые каретки дешевле и, при прочих равных (большие нагрузки, качество изготовления каретки и прочее) имеют меньший срок службы, вследствие уже отмеченных технологических особенностей. Но для надёжной работы станка в одну смену даже при достаточно большой нагрузке вполне может хватить и такой каретки. Каретка на шариковых подшипниках, в отличие от роликовых систем, обладает способностью к самоочищению, грязь уходит в стороны, а не заминается роликами, поэтому возможна постоянная смазка каретки во время работы без опасения, что на смазку будет налипать излишняя пыль и стружка. Роликовые каретки часто рекомендуют эксплуатировать в сухом состоянии, так как смазка вызывает налипание грязи и пыли. В результате, металл, не покрытый защитной смазкой, коррозирует гораздо быстрее.
      В итоге, на первое место выходит качество исполнения каретки – этот параметр оказывается важнее, чем её конструкция. Например, иногда в роликовых каретках основные ролики делают из металла, но поддерживающие ролики, препятствующие соскоку каретки и расположенные под кареткой, из пластика, хотя нагрузка на них может быть велика, особенно при выдвижении подвижного стола на большую длину. Таким образом, хорошая шариковая каретка может прослужить гораздо дольше, чем дешевая роликовая и наоборот. К тому же на оба типа кареток производители дают гарантию до 5-6 лет и, как правило, каретки служат исправно как в течение этого срока, так и после, если соблюдать тот режим работы, для которого предназначен этот станок (согласно классификации, определённой в начале этой статьи).
     Важную роль играет базирование основы каретки на станине. Широкие базовые поверхности (фрезерованные площадки) станины, обработанные с высокой точностью за один установ, обеспечивают высокоточное позиционирование на них каретки и её настройку относительно стола и пильного узла.
     Необходимо обратить внимание на максимальную длину пропила каретки, которая определяет максимальные габариты распиливаемых деталей. Самым распространённым значением является 3200 мм. Это связано со стандартными размерами плит ДСП, ДВП или MDF, и максимальными размерами деталей корпусной мебели. В связи с последним не стоит забывать, что в большинство квартир со стандартными лестничными пролетами и отсутствием грузовых лифтов невозможно внести столешницу или боковину шкафа длиной более 3000 мм.
     Ширина каретки играет важную роль, причем при раскрое крупноформатных плит, чем шире каретка, тем меньше удельное давление на её опоры, выше долговечность.
     Подвижной стол каретки не должен царапать заготовку. От её геометрии зависит точность работы станка в целом, поэтому все профили каретки перед сборкой обрабатываются на центрах с ЧПУ. На производительности станка скажется и легкость хода подвижного стола. Для перемещения качественного подвижного стола потребуется значительно меньше сил оператора (особенно это будет заметно, после 1-2 лет эксплуатации).
      Возможность зафиксировать стол каретки в необходимой позиции упрощает загрузку листов. Также в целях облегчения работы со станком как опция часто предлагается пневмоприжим заготовки (так называемая пневмобалка). Эта возможность актуальна при пакетном раскрое полноформатных деталей, когда оператор просто не в силах другим способом «заневолить» заготовки. С применением пневмобалки уменьшается длина пропила на 100-200 мм.